Tilda Publishing

Восхождение на пик Мраморная Стена: Часть 1

Мраморная стена
(англ. Marble Wall) — вершина в горной системе
Тянь-Шань на границе Казахстана и Китая. Самый северный «шеститысячник» Азии, высочайшая вершина Баянкольского района и просто красавица. Высота на просторах интернета варьируется
от 6146 до 6400 метров.
Мраморная стена (англ. Marble Wall) — вершина в горной системе
от 6146 до 6400 метров. Гора имеет внушительную, местами нависающую западную стену с характерными прожилками мрамора, за что и получила своё название.
Желание взойти на этот пик возникло ещё в 2012 году, когда новосибирский клуб путешественников Extreme Time анонсировал коммерческое восхождение. За год до этого мы совершили с ребятами попытку восхождения на г. Белуху на Алтае. Организация была на уровне, ребята замечательные. Следующее восхождение грозилось стать уникальным и не попсовым опытом. Но не сложилось. Из-за трагедии на погранпосте «Арканкерген» на границе Казахстана и Киргизии возникли трудности с получением погранпропусков. Решено было перенести выезд в район Туюк-Су. Несмотря на резкое изменение концепции, поездка оказалась супер-продуктивной. #ExtremeTime занял прочное место в моей жизни. Впоследствии даже довелось поработать гидом на той же Белухе и в районе Актру :)
И вот весна 2019, мы с супругой Жанной (далее просто «Ж»), находившись на всякие Белухи, Казбеки и восточно-северно-зимние Эльбрусы, зареклись (в очередной раз!) вписываться в подобные пеше-скотопрогонные авантюры. И вот сидим мы в Москве, никого не трогаем, и тут, Андрюха Степанов, лидер Extreme Time и наш большой друг зовёт нас присоединиться к его восхождению на Мраморную Стену.
Нет, стоп, но мы же решили… Да, но ведь это Мраморная, да и на 6 тысячах мы не бывали… Да ведь ты сам говорил, что… Но когда ещё будет такой шанс!? Помнишь ты тоже когда-то должна была ехать в Баянкол, но не сложилось… :) Для проформы узнаем подробности, мнёмся и конечно же соглашаемся))
ДЕНЬ 1, 2
Москва – Алматы – Погранзастава
Наш с Ж путь начался с «чудеснейшего» аэропорта Жуковский где-то в час ночи 18 августа с 24 кг за спиной и 7 в руках. Благо на контроле пропустили, и не пришлось радовать окружающих перелётом в трёхслойных горных ботинках.
В прекрасном окольцованном горами городе Алматы нас встретил еще не старый и всё такой же добрый Андрюха. Привез нас в хоромы, накормил, напоил, спать уложил, за продуктами свозил, историями горными повеселил.
В общем, выполнили классическую программу и повторили её на следующее утро с парой немцев Тони и ЛИсой. Они ходили с Эндрю на Белуху в прошлом году, остались в восторге (знакомый сюжет!) и теперь, не забыв баварские колбасы, сыр и коньяк, были полностью готовы к новому приключению.
Зарядились «суперлагманом» за 150р и после полудня выдвинулись в сторону границы с Китаем в ущелье #Баянкол.
Бескрайние казахские степи, разноцветные скалы, кусочек манящего Чарынского каньона, в общем итоге около 5-6 часов пути, и вот, вдалеке показались большие горы! Кстати, в наше ущелье прокладывают асфальтированную дорогу во имя развития туризма. Не плохо! Хотя, как сказать. Едва ли толпы людей пойдут на пользу этим прекрасным и пока тихим местам - #горныйэгоизм.
Путь нам преградила пограничная застава, задержавшая нас часа на три. И классика жанра: «С вашими пропусками что-то не так, езжайте на ночь глядя туда не знаю куда… ну может получится решить, пройдёмте поговорим». Ну вы знаете эти моменты!
И потратив добрую часть дипломатических запасов, но с облегчением выдохнув, мы уже в ночи отъехали на безопасное расстояние от хранителей границы и, ориентируясь на шум реки, свернули в поле. Отметили приезд, откушали немецких деликатесов и завалились спать.
ДЕНЬ 3
Погранзастава - Жаркулак
Утро порадовало нас солнышком и с годами становящимися всё большим деликатесом макарошками с тушняком. Но так как получение удовольствий не было целью нашего мероприятия, мы, кое-как утрамбовав весь скарб в несчастный багажник, покатили вглубь ущелья.
Музыка качала, создавая поистине боевое настроение, и мы лихо неслись, вынося лужи из берегов.
И тут за очередным поворотом на огромном расстоянии показался он — Хан Тенгри. Такого гиганта ни с чем не спутаешь. Восторг и трепет! Теперь мы глядели вперёд с утроенной силой.
Помимо приближающихся снежных пиков по сторонам то и дело проносились жирные сурки, не самые жирные коровы и статные кони. Собственно, последние и стали виновниками нашей вынужденной остановки.
По изначальному плану от золотодобывающего рудника #Жаркулак (крайняя точка, куда добирается 4×4) мы должны были забросить на своих двоих все снаряжение и съестное. Я, как не любитель ходить один путь дважды, морально приготовился усиленно страдать, но благо не долго — около 12 км вверх по ущелью. Но, видимо глядя на количество наших припасов и не самые богатырские рюкзаки немцев, у нашего лидера стали проскакивать такие грязные определения, как «челночка» и «заброска».
И вот мы зачем-то останавливаемся у райского альпийского домика местных, и Андрей о чем-то общается с хозяином. Оказывается, есть вариант (и довольно распространенный) заброски барахла на лошадях… С одной стороны, меня оскорбила неспортивность такого подхода, но быстро вспомнив, что в спортсмены никогда не вступал, я тоже начал высматривать скопления коняшек.
У первого и второго домика желающих закинуть нас в горы не оказалось. И на третьей попытке, свернув с дороги в направлении юрты местных кочевников (мы ж на джипе, пройти пешком 200 м это не наш метод), мы наглухо зарываемся в болоте :(
Окончательно подложив все, что можно было подложить под колеса, изрядно натолкавшись и наглухо посадив альпайнмобиль на пузо, мы с Ж отправились в необозримо дальний обратный путь за помощью.
Учитывая, что по плану мы ещё вчера должны были добраться до Жаркулака, такое положение вещей начинало вызывать у меня сильный зуд чуть ниже копчика. Но не успев поделиться с Ж всем спектром своих эмоций, как из-за поворота вырулила буханка…
Два сударя везли провиант на Жаркулак, а занимаются они этим лишь раз в 5 дней. Очень кстати!
Далее следовала примерно полуторачасовая возня с дерганием, тремя домкратами, копанием моей новоприобретенной лавинной лопатой #pieps в грязище, после чего один из сударей отправился за трактором, а мы, по приглашению вернувшихся всадников-хозяев юрты, стыдливо почапали «пить кумыс», прихватив с собой во благодарность французского коньяка и шоколадок.
В просторной и нагретой юрте нас усадили за круглый стол прямо на устланном коврами полу. В меню были хлеб, сметана и тот самый #кумыс. Все в неограниченных количествах и натуральнее некуда.
Я, как не фанат молочной продукции, с опаской пригубил нечто из протянутой пиалы. На деле это оказалось далеко не худшим напитком на свете! Конская молочная продукция напоминала что-то между обычным молоком и очень кислым квасом. Но рано радовался.
Как только пиала пустела, один и наших спасителей-водителей, выступавший переводчиком между нами и семейством казахских кочевников, произносил фразу «пей кумыс», ставшую впоследствии крылатой. Звучало гостеприимно, но довольно настойчиво и я, опасаясь нарушить неизвестные мне правила казахского гостеприимства протягивал пустую пиалу барышне, разливавшей нашей пятёрке бесконечный кумыс. Халтурщика «водитель» сразу вычислял и «пей кумыс» работало безотказно. Моя попытка попросить половинку сосуда, спровоцировала историю о двух районах Казахстана. В одном, видите ли, принято наливать чуть-чуть, как бы на донышке, а во втором — исключительно до краёв, и грех, если иначе.
Поэтому ты пей, пей кумыс :)
После третьей я начал плавно принимать лежачее положение, сродни хозяину семейства, изначально расположившегося у печи и ведущего с нами неспешный диалог посредством спаивающего переводчика.Потихоньку в юрте собралось полсемейства, дети, бабки. Параллельно в специальный бак доливалось только что надоенное молоко, через сутки, превращающееся в кумыс.На десерт был подан сыр курт, солёность которого может конкурировать только с его жёсткостью. В общем, очень атмосферно.
Но звуки трактора вывели нас из нирваны, и мы покрасневшие, но довольные, отправились на спасение машинки. Машинку спасли, с коневодом о завтрашней заброске договорились и покатили дальше. Худа без добра не оказалось. Правда отставание по графику нарастало.
Но что поделать :)

ДЕНЬ 4
Жаркулак – Базовый лагерь

Переночевав в откровенном свинарнике aka #Жаркулак, проснулись пораньше, чтобы отобрать снарягу для заброски на коняшках. Погода пасмурная, зато не жарко. Вдалеке периодически проглядывается наша красавица.
В облаках выглядит довольно устрашающе!
Сам путь до базового лагеря занял примерно 4 часа. Тропа простая, плавно уходящая вверх по ущелью.
Помимо верных псов коневода, за нами увязалась еще пара пёсилей: белая малая и большой рыжий. С ними будет связано ещё много потешных сториз. Пока рыжий отличался удивительной страстью к выколупыванию камней и тасканию их по сложному рельефу:)
Встали лагерем как раз к началу ливня. Место порадовало отличными площадками под палатки, столами с лавками, традиционной формы туалетами и даже трубой-умывальником — место притяжения всех вонючих и алчущих водички альпинистов. В общем, для большой группы есть где расположиться с комфортом.
Предприимчивый Андрей даже умудрился вычленить среди выброшенной (судя по всему прям на днях) предыдущей группой картопли, бодрые экземпляры, позволившие нам впоследствии отведать божественной ухи!
Кроме нас в районе — никого. Высота 3200 м, кругом пятитысячники Баянкол, Карлытау, Казахстан, Семенова, Пограничник и др. Ночью по телевизору включили полные звезд небеса, мраморную стену в лунному свете и лёгкий минус — теперь мы действительно были в горах!
ДЕНЬ 5
Китайский перевал
Разбудило солнечное теплышко :) Так как план был уже не по плану, отправляемся на акклиматизацию сразу со всем снаряжением и ночевкой. Рюкзаки велики и увесисты.
Не прошло и получаса, как Андрею стало плохо. Оказывается, его содержимое всю ночь просилось наружу, да и сейчас состояние было не многим лучше. Симптомы указывают на отравление. Встаёт вопрос всем ли идти обратно в лагерь или разделиться.
Немцы без Андрея, понятно, никуда, а нам с Ж, как заранее оговорённой самостоятельной единице, разрешается самоволка. Хоть оставить хворающего босса в лагере было не легко, принимаем решение вдвоём продолжить движение в направлении Китайского перевала (4000м). Если ребята к 15:00 следующего дня нас не догоняют, возвращаемся. Потопали.
Внятного описания района, какой-либо чёткой карты или схемы найдено не было. Всё приходилось собирать по крупицам в интернете, разглядывать nakarte. me, читать редкие отчёты, всматриваться в сумбурные видео на ютубе и внимать указаниям Андрея, уже бывавшего здесь (хоть и с десяток лет назад). Чай не промахнемся! GPS и спутниковый телефон остались у босса, так что надеемся исключительно на свою сусанистость. А она у нас развита хоть куда, проверено.
По смеси курумник-сыпуха, от турика до турика выгребаем на гребень и дальше по вполне натоптанной тропе, плавно берущей влево за перегиб. Красиво, погода благоволит, открываются все новые и новые вершинки и ледники. Да и 2 дурных пса все так же с нами. Бегут вперёд, показывают дорогу.
Все бы хорошо, да только, когда по моему внутреннему навигатору мы уже должны были быть на месте, где-то вдалеке замаячила заснеженная протяженная стенка… Больно, ужасно больно напоминающая тот самый перевал.
Опривалились, закинувшись протеиновым комочком, замёрзли. Двигаем дальше, сразу жарко. Как вышли на снег, начали натурально поджариваться. Классика
Уже изрядно матерясь, победили последний взлёт. Время навскидку было часов 15−16, высота ~ 4000 м. Что-то долговато для акклиматизационного выхода! Ну, решили, ладно, мы ж груженные. Еще вчера только из цивилизации выползли. И действительно. Не успели поставить палатку, растянуть оттяжки и навести уют в «домике», как меня нахлобучило…
Вообще, с горняжкой у меня всегда были хорошие отношения. Но видимо в этот раз я где-то согрешил. Толком не пообедав, я с головной болью и комком в горле провалился в сон.
Проснувшись на закате уже в лучшем состоянии, мы поужинали, посмотрели с перевала на Китай, глянули на Стену, ахнули, охнули и залегли смотреть кинцо на телефоне.
Покоя не давало одно, точнее два. Обе животины настойчиво бродили у палатки, задевая ветровые растяжки, не хило нас нервируя и всячески давя на жалость. Игнор не работал; попытки шикнуть и отправить восвояси тоже. Еды у нас считанное количество и то сплошные сублиматы. Оставалось уповать на разумность животин — не будут же они морозиться на 4 тысячах?!
Ночь. Выглядываем. Мелкий псай пропал, а любитель поворочать камни Рок все так же с нами. То поскуливает, то что-то роет. Достаю из-под себя термарестовский коврик, благо у нас обоих их по два — обычные и самонадувастики. Стелим ковер в тамбуре и призываем пса. Тот нивкакую, сидит и смотрит на нас. На прикорм хлебцами не заползает, съедает и ретируется. Попытались втащить дурака силой, заскулил и удалился подальше от живодеров. Тьфу ты, напасть какая! Оставили тамбур приоткрытым и ковер там же, хотя не май месяц… Пес так и не воспользовался предложением, поэтому скрепя сердце, вернули коврик под законного владельца и уснули. Ну как уснули. Я всю ночь промучился то с бредовыми кошмарами, то мучаясь от жары, то от холода. Спасибо рассвет, что ты есть!
Выглянули: Рок, вжавшись в палатку, спокойно дрых. Решили одарить выжившего несъеденной вчера мной на обед лапшичкой. Накрыли прямо на therm-a-rest, чем и приучили им пользоваться по назначению. Теперь лишь бы не пожег глаза на горном солнце!
ДЕНЬ 6
Китайский перевал – не до «Узловая»
Еще раз понегодовав, за что боженька послал нам такого смышлёного попутчика, мы стали озираться по сторонам. Партия еще вчера наказала, дабы не сидеть без дела (а очень хотелось), брать штурмом вершину Узловая. Или хотя бы ползти в том направлении для пущей акклиматизации. Вершину определили методом исключения :)
Во главе с Роком, во всем антитрещинно-связочном обмундировании лезем вверх. Глупая скотина, пыхтя и скидывая на нас камни, активно акклиматизируется, а мы немножко ругаем свою незавидную судьбу и вершину, которая за каждым перегибом оказывается всё выше.
Час-полтора и мы на каком-то верху. Дальше вдаль уходит не сложный гребень и еще один заснеженный пупырь (вы уже догадываетесь, где на самом деле вершина, да?). Не, думаем, далековато, не может быть…)
На заднем плане та самая вершина Узловая!
Так что мы, довольные собой покорители пика Узловая, перекусили и, заприметив движущиеся под перевалом точки, поспешили вниз. Пока спускались, стало ясно что точек две, а не три, и идут больно резво (особенно в сравнении с вчерашними нами). Закрались тревожные подозрения. Только мы спустились к палатке, до нас добрались Тони и Лиса и возвестили о том, что Андрюхе стало хуже — подозрение на бронхит. Стало быть, тикаем вниз и поскорее. Не успев выдохнуть после восхождения, закинули в себя по шоколадке, свернули манатки и впятером помчались вниз.
Долетели быстро. Больной встретил нас кашлем и отварной картошечкой с майонезом и зелёным горошком — омномном! Будучи проконсультированным по спутнику, он уже был спокоен за своё здоровье (не бронхит), начал закидываться антибиотиками и имел на нас планы на ближайшие два дня.
Нам было предложено завтра же самостоятельно отправиться на 4500-метровый пик Астана вместе с Тони и Лисой. Маршрут пешеходный, схема есть, «сбегаете быстро». Я к тому моменту уже набегался и, спускаясь вниз на помощь больному, передумал разного, вплоть до того, что экспедиция сорвана и суперлагман уже не так далёк. Но нет :) Надо продолжать акклиматизироваться, а там видно будет. Хорошо, будильник на 6:15!
ДЕНЬ 7, 8
Пик Астана и день отдыха
Погода выдалась комфортная для перемещения и отвратная для ориентирования. Благо хоть маршрут простой. Все идется ножками да с палочками. И с верным псом.
Немножко поплутали в начале, ибо вариантов зайти на характерную полку выбирай не хочу. Любишь — скачи по курумнику, хочешь — тропи по снежку и скоблись по сыпухе, видишь — иди по гребню и траверсируй в конце. Зато сразу выясняется кто какой рельеф уважает. Там, где должны были появиться виды, видимость пропала окончательно, поэтому и рассказать — показать то нечего.
Взошли, поели «шпротен с хлеб» и почапали вниз подгоняемые дождём и ветром.
Акклиматизационная часть на этом закончилась (!) и началась днёвка.
Мы с Ж наслаждались окружающими видами, стирались, питались, балдели на солнышке и, конечно же, сгорели. Идущий на поправку Андрей, тем временем, сходил по леднику на разведку маршрута восхождения. Немцы же, отчасти от скуки, отчасти по необходимости отправились до Жаркулака забрать какие-то припасы из машины. Пёс Рок отправился с ними вниз, где и воссоединился со своим белым собачьим другом (по всей видимости, самостоятельно спустившимся тогда в ночи). Там и остался дожидаться нас (уезжая, мы ещё с ним встретимся :). Вернувшись в БЛ, теперь уже немцы захотели полноценную днёвку, заявив, что завтра идти ни сил, ни желания не имеют.
Порешили отправиться втроем с Жанной и Андреем на заброску и дальнейшую разведку начала маршрута на саму Стену.
ДЕНЬ 9
Разведка «правового» варианта
Погода стояла прекрасная. Тем больнее и ленивее мне было идти в разведку. Я же говорил, что не любитель «возвращаться по пути подъема» и вообще ходить несколько раз одно и то же? Поэтому, хоть и понимая важность задачи, большого энтузиазма от предстоящего не испытывал.
Снаряги для заброски взяли погуще: веревки, железки, лопату и прочее, что не требуется в базовом лагере (БЛ), но сэкономит сил на восхождении. Дабы не начинать день с брода через реку, было решено искать заход не с языка ледника, а нападать на него сверху штатного склона, по которому мы днями ранее бегали на акклимуху. Заприметив сверху большой разлом в боку ледника, приспустились и, удачно вклинившись, начали траверс в сторону маршрута.
Красным (огибая гребень) маршрут разведки и по словам Андрея когда-то простой заход практически «в кроссовках».
Не будучи на 100% уверенными в том, что именно этот вариант маршрута будет выбран для восхождения, перед началом крутой части заложили часть снаряжения, оставив связочное-бурочное на себе.
Перед нами простирались 2 путя: 1) по сыпухе 2) по ледопаду. Решили скрестись по сыпухе, дабы не плутать среди трещин.
В результате попали в зону боевых действий в кулуаре, простреливаемом вытаивающими на солнышке камнями. Спешно буксуя от укрытия к укрытию, с облегчением выбрались за перегиб. Выдохнули, перекусили и оглядели безрадостную перспективу.
Маршрут лежал через острый стык крутого осыпного склона слева и ледопада справа. То приживаясь к склону, то выползая на краешек ледника, мы (будучи налегке) не очень-то быстро приближались к гипотетическому отвороту, ведущему на гребень.
Где-то там вверху, на выполаживании и должен был быть первый лагерь. Окружающие пейзажи поражали своим масштабом! Всё ближе, больше и страшнее нависала над белоснежным изрезанным трещинами ледником сама Мраморная стена.
По мере того, как мы бурились дальше, рельеф всё сильнее намекал, что пора бы уже перейти на лазание с провешиванием перил или, связавшись, окунуться в лабиринты разбитого ледника. Но у нас, «матёрых альпинистов» всегда был план Б — вернуться в БЛ.

Поворачиваем!

К большой душевной боли Жанны (имевшей увлекательный опыт падения в трещину на Белухе), мы решили, для разнообразия, спуститься по леднику, минуя стрёмные сыпушные склоны.
Время уже поджимало, а маршрут не выглядел приветливо особенно для пешеходных немцев, к активному лазанию привычки не имевших. К тому же, пересекая утром ледник, мы хорошо рассмотрели альтернативный вариант восхождения по соседнему гребню. Хоть и не хоженый Андреем, он выглядел не сложно и точно безопаснее текущего. Поворачиваем!
В лучах плавно заходящего солнца и звуках скользко тающего ледника мы, местами подстраховываясь бурами, довольно оперативно добрались к месту закладки снаряги.
Еще раз оглядели второй вариант и убедились в его преимуществах перед разведанным, столь изменившимся с времён, когда наш шеф его хаживал. Решено, завтра начинаем восхождение! Чутка переносим закладку и в лучах заката возвращаемся в БЛ.